Страничка учителя-дефектолога

Развиваем мелкую моторику рук

«Чем умнее руки, тем умнее ребёнок»

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

           Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

        В быту человеку постоянно требуется совершать какие-либо действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Развитие мелкой моторики у детей крайне важно для их развития в целом. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система. От развития мелкой моторики зависит ловкость и гибкость движений рук, скорость реакции ребёнка  на внешние раздражители.

         С анатомической точки зрения в головном мозге человека центры, отвечающие за развитие мелкой моторики, расположены очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Если стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев кистей рук, то речевой центр также активизируется! Поэтому развитие мелкой моторики необходимо для быстрого и правильного формирования навыков речи.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Помните: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Примеры игр и упражнения для развития мелкой моторики:

  • Лепка из глины, пластилина, теста, снега, песка;
  • Рисование или раскрашивание картинок (ручками, карандашами, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью, углем и т. д.). Используются нетрадиционные техники рисования: пальцем, зубной щеткой, свечкой, манкой, солью;
  • Изготовление поделок, аппликаций из бумаги, из природного материала (шишек, желудей, соломы и т.д.);
  • Конструирование;
  • Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков;
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке;
  • Подбор, закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д.;
  • Нанизывание на шнурок бусинок, пуговиц, макарон (летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.);
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов;
  • Все виды ручного творчества;
  • «Золушка»: перебрать рис, гречку, пшено, горох, макароны разного сорта - ракушки, спиральки, трубочки;
  • Игры в мяч, с кубиками, пирамидками, мозаикой, пазлами;
  • Игры с вкладышами, матрешками;
  • Игры с прищепками;
  • Теневой театр;
  • Графические упражнения (рисование по трафаретам, «Лабиринт», «Штриховка», «Обведи рисунок», «Соедини по точкам», «Нарисуй такую же картинку», «Дорисуй», графический диктант);
  • Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
  • Выкладывание фигур из счетных палочек (спичек);
  • «Сундук с сокровищами» («Волшебный мешочек»): ребенок с закрытыми глазами достает мелкие предметы и угадывает их на ощупь);
  • Выкладывание картин из пуговиц или камешков Марблс;
  • Игры с магнитами: прикрепить их к разным поверхностям, придумать сказку и т.д.

 Советы родителям при работе по развитию мелкой моторики.

1. Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.

2. Задание, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено взрослым (отрепетированы движения, выучен текст).

3. Начинать нужно с более лёгких упражнений, и по ходу их освоения вводить более сложные.

4. Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6. Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8. Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10.  Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

Помните: Если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление, память и внимание ребенка.

 

свернуть

Речевая готовность ребенка к школе

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения:

  • Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  • Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.

свернуть

Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста

1) Чтобы предупредить или исправить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, ортодонту, устранять дефекты, лечить зубы.

2) Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха ребенка. Необходимо оберегать его слух от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их в медицинских учреждениях.

3) Родители должны беречь еще не окрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

4) Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

5) Часто причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми малыш часто общается.

6) В общении с ребенком нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («бибика», «ляля» и т.д.), сюсюкать, произносить слова смягченно, часто употреблять слова с уменьшительными или ласкательными суффиксами. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

7) Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить.

8) Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок отказывается говорить или замыкается в себе.

Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.

9) Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

10) Если ребенок рассказывает сказку или отвечает на вопрос, допускает речевые ошибки, не следует его перебивать, надо предоставить ребенку возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

11) Нельзя уклоняться от вопросов ребенка.

12) Больше читайте детям. Пусть они рассказывают то, что им прочитали.

13) Не стоит заниматься изучением иностранных языков. Т.к. ребенок еще не умеет произносить некоторые звуки русского языка, а изучая иностранный язык у ребенка формируется иностранное произношение звуков (р-горловое, с,з-межзубное…), которое ребенок с легкостью переносит в русский язык.

14) Особое внимание родителям стоит уделить развитию мелкой моторики рук: для этого дома ребенку должны быть доступны пластилин, краски, карандаши, мозаика, ножницы, игры с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, выкладыванием палочек, круп.Учите детей класть ладошки так, как вы их положили – ладони вниз, вверх, в кулаке, ребром. Сначала повторяем по одному движению, затем по два и т.д. Разучивайте пальчиковые игры со словесным сопровождением.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он получал не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

                           

 

свернуть

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду

Проблема обращения к логопеду встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Чем раньше будет замечена та или иная речевая проблема, тем проще ее будет исправить. Некоторые речевые нарушения уже позже влияют на грамотность, способность к обучению и общее развитие ребенка. Логопед поможет объективно оценить активный и пассивный словарный запас ребенка и его возможности. Более позднее, чем у сверстников, речевое развитие может привести к проблемам с качеством речи.

На что же обратить внимание у своего ребенка:


если в 3-3,5 года 

ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;он не повторяет за вами слова,

или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);


если в 4 года у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов); не может запомнить четверостишье; совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);


если в 5-6 лет 

все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т. ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

 

Основные причины проблем с речью у детей дошкольного возраста:

Родители мало разговаривают с ребенком

Ребенок подражает маме с папой. И если те в общении с ребенком активны, общительны и используют много слов, то и малыш, скорее всего, заговорит вовремя и хорошо. Если же ему досталась мама-молчун, то малышу и подражать на первом-втором году жизни в речевом развитии некому. Таким образом, из-за речевой ситуации в семье формируется дефицит личного общения у ребенка.

Гаджеты и телевизор

Это раньше, чтобы отвлечь маленького ребенка от мамы, приходилось придумывать что-то невероятное. Сейчас, чтобы мама поговорила по телефону или попила кофе, достаточно включить ребенку мультики. Увы, многие родители так часто пользуются этим приемом, убеждая себя и окружающих, что ничего вредного в нем нет, что у ребенка перевозбуждается нервная система и тормозится речевое развитие.

Чрезмерная опека ребенка и отсутствие у него мотивации к разговору

Знаете, почему некоторые дети молчат и совершенно не хотят говорить дома, но в детском саду начинают без умолку болтать? Потому что в садике их не понимают! При отсутствии мотивации ребенок не будет стараться говорить раньше. А зачем? Если его и так дома очень хорошо понимают, все ему подают-приносят и задают десятки уточняющих вопросов, чего бы ему хотелось, что малышу остается только отвечать «да» или «нет». Провоцируйте ребенка на диалог — и он вам ответит тем же!

Особенности нервной системы ребенка

Имеющие проблемы с речью дети более возбудимы, у них слабее нервная система. Соответственно, им больше требуется успокаивающих факторов, для них особенно важны режим дня, прогулки и максимальный доступ свежего воздуха в квартиру, ритуалы и правильное питание. Ведь речь — лишь одно из направлений развития ребенка. Известно, как кости и мышцы растут одновременно, так и нервная система и речевая деятельность напрямую часто бывают взаимосвязаны.

Впрочем, специалисты к неврологическим вопросам в отношении вопросов речевого развития относятся с осторожностью. Они могут быть не только причиной, но и следствием проблем с речью. Ведь ребенок, который пытается донести свои мысли, но которого не понимают взрослые и сверстники, может становиться обидчивым и раздражительным.

Отсутствие детских книг

Мы очень мало читаем своим детям. А между тем, ритмичные прибаутки и потешки, занимательные стишки и нежные колыбельные тоже прекрасно откладываются «на подкорке» у малыша и стимулируют его развитие речи в дальнейшем. Введите в повседневные дела чтение детских книг вместе с малышом, проговаривайте ему стишки во время игр, пойте колыбельные, укладывая его спать — и вы только поспособствуете его благоприятному нервному и речевому развитию.

Слабые мышцы, гипоксия в родах и другие физиологические причины

Далеко не все причины слабого развития речи у детей напрямую зависят от родителей и поддаются их корректировке без серьезных занятий со специалистом, а порой и без хирургического вмешательства. Бывает, необходимо подрезать уздечку или помочь разработать мышцы языка; проблемы с речью могут быть взаимосвязаны с проблемами со слухом. Свою роль играют и наследственность, и течение беременности у мамы, и возможная гипоксия в родах, и общие проблемы со здоровьем у ребенка. Замечено, что часто болеющие малыши, или те, кто имеет проблемы общего развития, часто запаздывают и с речью.

  Что делать? Обращаться за помощью и консультацией к специалистам, если вы сами не уверены, что ваш малыш развивается согласно общепринятым нормам. Врачи и логопеды помогут обнаружить причину проблем с речью у вашего ребенка или, напротив, успокоят маму, рассказав, что ее малыш развивается совершенно нормально.

свернуть