Противодействие коррупции

Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии - поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах.

По мере развития человеческого общества и смены общественно-экономических формаций коррупция перестает быть только нравственной проблемой. Она начинает проникать во все сферы общественного бытия, в органы управления государством, в том числе политику.

Во второй половине XX века коррупция становится международной проблемой. Подкуп транснациональными корпорациями высших должностных лиц приобрел массовый характер. Глобализация привела к тому, что коррупция в одной стране стала негативно сказываться на развитии многих других государств.

Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности.

Являясь глобальной проблемой современности, проблема коррупции в той или иной степени существует и в Республике Беларусь. Будучи неотъемлемым субъектом мирового сообщества, занимая важное геополитическое положение и являясь стратегическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья, она объективно не могла не быть подвержена этому явлению.

Коррупция подрывает доверие народа к власти, порождает философию «мздоимства», дискредитирует рыночные механизмы конкуренции и борьбы с монополизмом в экономике, способствует лоббированию законодательных и нормативных актов, потворствующих масштабным злоупотреблениям и преступности.

В республике сформировалась определенная система организации борьбы с коррупцией, которая включает в себя:

разработку и принятие антикоррупционной нормативной правовой базы и определение механизма ее выполнения;

разграничение между государственными органами их функций, зон ответственности и организацию взаимодействия по противодействию коррупции;

создание и обеспечение деятельности специальных подразделений по борьбе с коррупцией;

образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно-аналитических и криминалистических центров;

использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 15 июля 2015 г. N 305-З О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ

Постановление Совета Министров Республики Беларусь

Методические рекомендации по организации антикоррупционной работы в государственных органах и организациях

МЕРОПРИЯТИЯ Программы по борьбе с преступностью и коррупцией на 2023-2025 годы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 12 сентября 2019 г. № 619 О выплате вознаграждения и других выплат физическому лицу, способствующему выявлению коррупции 

 

План мероприятий по противодействию коррупции на 2024 год

 

УТВЕРЖДЕНО

решением заседания комиссии

по противодействию коррупции

государственного учреждения образования

«Детский сад № 106 г. Витебска»

Протокол от 20.12.2023 № 3

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

комиссии по противодействию коррупции

государственного учреждения образования

«Детский сад № 106 г. Витебска»

на 2024 год 

 

  1. Общие положения

1.1. План мероприятий по противодействию коррупции на 2024 год разработан на основании Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией».

1.2. План определяет основные направления реализации антикоррупционной политики в учреждении, а также систему и перечень программных мероприятий, направленных на противодействие коррупции.

  1. Цель мероприятий: предупреждение коррупционных правонарушений, обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от негативных процессов и явлений, связанных с коррупцией.

3. Ожидаемые результаты:

3.1. Повышение эффективности управления, качества и доступности предоставляемых учреждением образовательных услуг.

3.2. Укрепление доверия граждан к деятельности руководства учреждения.

3.3. Формирование антикоррупционного сознания у сотрудников учреждения, законных представителей воспитанников.

3.4. Формирование единого подхода к осуществлению деятельности по предупреждению коррупции, антикоррупционное обучение и воспитание.                                               

 

Наименование мероприятия

Ответственные

исполнители

Срок реализации

мероприятия

 

1. Организационные мероприятия

1.1.

Формирование комиссии по противодействию коррупции.

Заведующий

(председатель

комиссии)

декабрь

1.2.

Проведение заседаний комиссии по противодействию коррупции.

Председатель

комиссии,

секретарь

Не менее одного

раза в полугодие

(май, декабрь) 

1.2.1

1. О работе комиссии по противодействию коррупции с января по май 2024 года.

2. О соблюдении трудовой и исполнительской дисциплины работниками учреждения образования, о порядке ведения графиков и табелей использования рабочего времени, формы ведения журнала прихода-ухода работников.

3. О предупреждении фактов сбора денежных средств в учреждении образования.

Председатель

комиссии,

секретарь

май

1.2.2.

1. О выборах секретаря комиссии по противодействию коррупции.

2.  Об основных нормативных документах по вопросам борьбы с коррупцией.

3. О работе комиссии по противодействию коррупции в 2024 году.

4. Об утверждении плана работы комиссии по противодействию коррупции на 2025 год.

Председатель

комиссии,

секретарь

декабрь

1.3.

Участие в совещаниях (обучающих мероприятиях) по вопросам организации работы по противодействию коррупции.

Члены комиссии

регулярно в течение

года

1.4.

Анализ должностных обязанностей работников, исполнение которых в наибольшей мере подвержено риску коррупционных проявлений.

Заместитель заведующего по

основной

деятельности,

заместитель

заведующего по

хозяйственной

работе

 

август

1.5.

Осуществление контроля за организацией приема на работу педагогических работников и иных работников в учреждение в соответствии со штатным расписанием.

Члены комиссии

август

1.6.

Обобщение и анализ поступающей от государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, информации о нарушениях законодательства о борьбе с коррупцией работниками государственных организаций в сфере образования.

Члены комиссии

декабрь

2. Отчеты, участие в антикоррупционном контроле

2.1.

Подготовка отчетов по исполнению комиссией Плана мероприятий по противодействию коррупции.

 

Председатель

комиссии,

секретарь

май

декабрь

2.2.

Представление заведующим учреждения декларации о доходах и имуществе, установленных статьей 17  Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

Заведующий

до 1 марта

2.3.

Контроль состояния и эффективности противодействия коррупции в учреждении  (анонимное анкетирование работников по вопросам коррупции), анализ результатов.

Председатель

комиссии

сентябрь

3. Правовое просвещение и повышение антикоррупционной компетентности работников

3.1.

Рассмотрение вопросов исполнения законодательства о противодействии коррупции и разъяснение работникам учреждения законодательства в сфере противодействия коррупции на совещаниях, собраниях коллектива с приглашением сотрудников правоохранительных органов, налоговой инспекции.

Председатель

комиссии

регулярно в течение

года

 

3.2.

Проведение работы по разъяснению в коллективе учреждения нормативных актов (Директива № 1, Декрет № 5), направленной на укрепление трудовой дисциплины и порядка.

Члены комиссии

январь, сентябрь

3.3.

Информирование коллектива о работе, проводимой государственными органами по борьбе с коррупционными проявлениями в обществе.

Члены комиссии

по мере

поступления

информации

 

3.4.

Проведение среди подчиненных антикоррупционной воспитательной работы с целью формирования у работников устойчивого антикоррупционного сознания.

Члены комиссии

постоянно

3.5.

Приглашение в учреждение специалистов правоохранительных  и контролирующих органов, других специалистов  в области противодействия коррупции для выступления перед трудовым коллективом и родителями.

Председатель

комиссии

сентябрь

3.6.

Разработка памятки об основных требованиях антикоррупционной политики и требованиях к порядку управления конфликтом интересов с примерным перечнем ситуаций подобного конфликта.

Секретарь комиссии

апрель

4. Информационное обеспечение реализации антикоррупционной политики

4.1.

Размещение на информационных стендах, сайте учреждения мини-плакатов социальной рекламы, направленных на профилактику коррупционного поведения.

 

Секретарь комиссии

 

регулярно в течение

года

 

4.2.

Размещение на сайте  и на информационных стендах информации об осуществлении мер по противодействию коррупции, антикоррупционном законодательстве.

Секретарь комиссии

регулярно в течение

года

4.3.

Размещение на сайте и информационном стенде информации о деятельности попечительского совета отчётов о расходовании денежных средств

 

Секретарь комиссии

ежеквартально

5. Организация взаимодействия с законными представителями воспитанников и

общественностью

5.1.

Осуществление личного приема граждан и юридических лиц руководством учреждения.

Председатель

комиссии,

секретарь

регулярно в течение

года

 

5.2.

Рассмотрение в соответствии с

действующим законодательством

обращений граждан, содержащих

сведения о коррупции, находящиеся в

компетенции руководства учреждения.

Обобщение и анализ поступающей информации.

Председатель

комиссии,

члены комиссии

регулярно в течение

года

 

5.3.

 Анонимное анкетирование законных представителей воспитанников с целью оценки качества организации образовательного процесса в учреждении, а также выявления возможных коррупционных проявлений.

Члены комиссии

регулярно в течение

года (май, декабрь)

 

6. Осуществление контроля финансово-хозяйственной и образовательной

деятельности в целях предупреждения коррупции

6.1.

Осуществление контроля за использованием приобретенного и полученного оборудования.

Председатель

комиссии,

члены комиссии

 октябрь

регулярно в течение

года

6.2.

Предупреждение фактов сбора денежных средств на нужды групп раннего и дошкольного возраста, а также на укрепление материально-технической базы без привлечения средств попечительского совета.

Председатель

комиссии,

члены комиссии

постоянно

6.3.

Контроль за недопущением фактов неправомерного взимания денежных средств с законных представителей воспитанников, в том числе за оказание платных услуг.

Председатель

комиссии

сентябрь, май

 

6.4.

Контроль за расходованием средств попечительского совета.

Члены комиссии

последний месяц каждого квартала

6.5.

Осуществление контроля за организацией приема на работу педагогических работников и вспомогательного персонала в строгом  соответствии со штатным расписанием.

Члены комиссии

При приёме работника

6.6.

Осуществление контроля за правильностью предоставления социальных отпусков, в том числе связанных с обучением работников в учебных заведениях.

Члены комиссии

сентябрь, май

6.7.

Контроль распределения стимулирующих и компенсирующих выплат фонда оплаты труда.

Анализ протоколов заседания комиссии по выплатам средств материального стимулирования.

Члены комиссии

ежемесячно

6.8.

Контроль осуществления порядка  приема воспитанников в учреждение.

Члены комиссии

июль-сентябрь,

и далее при зачислении воспитанника

6.9.

Контроль за использованием имущества учреждения, эффективностью и рациональностью использования внебюджетных средств.

Члены комиссии

октябрь-ноябрь

6.10.

Контроль осуществления административных процедур.

Члены комиссии

январь, сентябрь

6.11.

Контроль принятия решений  за установлением квалификации работникам.

Предупреждение возникновения конфликта интересов.

Члены комиссии

после заседания аттестационной комиссии по присвоению квалификации

6.12.

Контроль за организацией питания.

Члены комиссии

ежемесячно

6.13.

Усиление контроля за обоснованностью предоставления и расходования безвозмездной (спонсорской помощи).

Члены комиссии

при установлении помощи

 

 

свернуть

Памятка "Что такое взятка?"

Взятки условно делятся на явные и завуалированные.

Взятка явная – взятка, при вручении предмета которой должностному лицу взяткодателем, оговариваются те деяния, которые от него требуется выполнить немедленно или в будущем.

Взятка завуалированная – ситуация, при которой и взяткодатель, и взяткополучатель маскируют совместную преступную деятельность под правомерные акты поведения. При этом прямые требования (просьбы) взяткодателем могут не выдвигаться. Например, за общее покровительство по службе.

В настоящее время, сюда следует добавить и выгоды имущественного характера в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗЯТКОЙ?

Предметы – деньги, в том числе валюта, банковские чеки и ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, квартиры, дачи и загородные дома, продукты питания, бытовая техника и приборы, другие товары, земельные участки и другая недвижимость.

Услуги и выгоды – лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Уголовная ответственность грозит не только за получение, но и за дачу взятки.

свернуть

Борьба с коррупцией

Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, а также аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам.

В Республике Беларусь сформирована непримиримая позиция государства по противодействию коррупции и ее преступным проявлениям.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" государственное должностное лицо, лицо, претендующее на занятие должности государственного должностного лица, в целях недопущения действий, которые могут привести к использованию ими своего служебного положения и связанных с ним возможностей и основанного на нем авторитета в личных, групповых и иных внеслужебных интересах, дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17 – 20 вышеназванного Закона, и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

Обязательство государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, оформляется в письменной форме кадровой службой соответствующего государственного органа, иной организации. Неподписание такого обязательства влечет за собой отказ в регистрации в качестве кандидата на должность государственного должностного лица, в назначении на должность государственного должностного лица либо освобождение государственного должностного лица от занимаемой должности в порядке, установленном законодательными актами.

Должностные лица кадровой службы соответствующего государственного органа, иной организации за неисполнение возложенных на них должностных обязанностей по оформлению письменного обязательства государственного должностного лица, лица, претендующего на занятие должности государственного должностного лица, либо несвоевременное ознакомление государственных должностных лиц с предъявляемыми к ним требованиями несут дисциплинарную ответственность в порядке, установленном законодательными актами.

свернуть

Материалы социальной антикоррупционной рекламы "Вместе против коррупции!"