Маршрут выходного дня "Площадь Победы – Парк Победителей – Памятник героям ВОВ"

"По местам памяти героев войны"

 

Уважаемые родители! 

 

Предлагаем Вам посетить с детьми места памяти героев, погибших во время войны, с целью изучения истории родного города и края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению, к солдатам и участникам боевых действий.

 

Ведь для каждого из нас очень важно сохранить память о великих людях, совершивших воинские подвиги, не жалея себя ради спасения товарищей, спасения своей Родины, спасения сегодняшнего поколения!

 

Цель: способствовать побуждению интереса к культурно-историческому наследию нашего города, привлечь родителей к совместной активной деятельности с детьми.

 

Задачи маршрута:

 

- расширять и систематизировать представления детей дошкольного возраста о городе Витебске, его площадях, улицах, памятных местах и достопримечательностях;

 

- развивать познавательный интерес к историческому прошлому родного города и настоящему города Витебска, побуждать детей к высказываниям и рассуждениям по поводу увиденного;

 

- воспитывать чувство патриотизма, чувство любви к родному краю и гордость за него.

Тип экскурсии: пешеходная.

 

Маршрут экскурсии:

 

Площадь Победы – Парк Победителей – Памятник героям ВОв

 

Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-6 лет.

 

Произведения для предварительного чтения:

 

Л. Кассиль «Твои защитники»

 

А. Глебов «Как кувшин воевал»

 

А. Глебов «Рукавица»

 

С.Баруздин «Шёл по улице солдат»

 

Перед тем как отправиться к памятному месту:

 

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

 

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

 

- можно приготовить живые цветы.

 

Описание маршрута:

 

Выходя из дома, прочитайте ребенку стихотворение Галины Варущенковой «О родном городе»:

 

Есть у каждого на свете свой родимый уголок.

 

Для меня таким, поверьте, стал наш тихий городок.

 

Раньше я не понимала и печалилась порой,

 

Если мама после сада нас вела пешком домой.

 

Мы экскурсий не хотели, мы хотели на качели!

 

Но теперь я стала старше и проснулся интерес:

 

Про родной и славный город разузнать всё, наконец.

 

Каждый день я с нетерпеньем жду, когда пойдём гулять,

 

Потому что мама может обо всём мне рассказать:

 

Про скульптуры, монументы и про памятник Победы,

 

Про спортсменов, мастеров, знаменитых земляков…

 

Я всё-всё про город знаю, и теперь я понимаю:

 

Мы должны гордиться им, нашим городом родным!

 

Предложите ребенку вместе пройтись по родному городу, увидеть и узнать о нем много нового и интересного.

 

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения к маршруту

 

Спросите у ребёнка - знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

 

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОв.

 

Поинтересуйтесь у ребёнка: Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

 

Спросите у ребенка: Что такое памятники? Для чего их, возводят? (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

 

Спросите у ребенка: А в нашем городе Витебске есть памятники воинам ВОв?

 

Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место – Площадь Победы.

 

Как ты думаешь, почему она так названа? Площадь Победы – одна из красивейших площадей города, самая большая площадь города и страны. Площадь Победы разделить на: место памяти о годах войны и место для отдыха, развлечения, различных мероприятий.

 

В зоне памяти находится Мемориальный комплекс в честь советских воинов-освободителей, партизан и подпольщиков Витебщины все жители нашего города Витебска называют его памятник «Три Штыка».

 

Прежде, чем нам спуститься вниз посмотри - нас, встречают солдаты. Как ты думаешь, что они нам хотят сказать? Почему ты так решил?

 

Одни из них хотят сказать нам о начале войны и зарождении партизанского движения. Это уходящие на фронт солдаты, одного из них провожает женщина. Рядом с солдатами молодые люди в гражданской одежде – символ зарождения партизанского и подпольного движения.

 

А кто такие партизаны, как ты думаешь? Партизаны это люди, которые уходили в лес, создавая партизанские отряды, чтобы мешать фашистам, продвигаться по нашей земле, городам и деревням. Немцы очень боялись партизан, пытались их захватить, даже бомбили леса, где прятались партизаны.

 

А кто такие подпольщики? Они жили в городах и сёлах вели обычный образ жизни, работали и втайне прямо под носом у врага они собирали сведения о вооружении врага, планах фашистов и передавали эти сведения партизанам или в Красную армию, чтобы те могли нанести удар по фашистам.

 

Город Витебск пережил 1083 дня оккупации (это также долго, как ты ходишь в детский сад), с 9 июля 1941 года по 26 июня 1944 года. Освобождён в ходе операции «Багратион».

Вторая группа солдат говорит нам о наступлении советской армии и освобождении. Изображены врывающиеся в город солдаты. Среди них знаменосец, женщина с ребёнком. Уроженец Витебщины капитан Мясоедов водрузил над городом красное знамя Победы. Воинов-освободителей встретило всего лишь 118 жителей из 180 тысяч проживавших до войны.

Между этими двумя памятниками начинается лестничный спуск с двумя бассейнами с фонтанами. Это символ слёз, пролитых матерями по не вернувшимся с войны сыновьям и дочерям. А движение воды символизирует вечное течение жизни, постоянное её обновление. 

 

В глубине мемориала три штыка-обелиска высотой 56м (это выше, чем 16-ти этаэный дом - он окло 48 метров), напоминающие о том, кто именно принимал участие в освобождении Витебска. «Три штыка» в честь героев Великой Отечественной войны: советских воинов на фронте, партизан в лесах и подпольщиков в городах. Их единство и сплочённость показывает лента, которая обвивает все три штыка, соединяя их между собой в одно целое. 

К площади повёрнут воинский барельеф, на котором изображены два бойца – символ двух фронтов(3-го Белорусского и 1-го Прибалтийского). Между ними женщина-мать, провожающая бойцов из Витебска.

Второе изображение посвящёно партизанскому движению.

Третье изображение – подпольному движению. Партизаны и подпольщики сражались с фашистами в тылу врага: подрывали железную дорогу, чтобы враги не могли получить новое оружие, уничтожали вражеские отряды, помогали нашим солдатам на фронте.

Изнутри пилоны обелиска соединены кольцом с надписью "Слава героям".

 

Между штыками находится 5-тиконечная звезда и вечный огонь, который горит в память о погибших.

Спросите у ребенка:

 

Когда традиционно происходит возложение венков и цветов к Вечному огню?

 

Когда мы отмечаем праздник Победы?

 

Мы сегодня взяли с тобой цветы, давай возложим их в память о героях и защитниках нашего славного города.

 

Физкультминутка

 

Мы празднуем Победу! (шагают на месте)

 

Салют, салют, салют! (руки вверх, пальцы сжимают- разжимают)

 

Кругом цветы весенние (руки на пояс, повороты туловища)

 

Цветут, цветут, цветут! (руки развести в стороны)

 

Все люди пляшут, празднуют, (приседания, выставляют ногу вперёд)

 

Поют, поют, поют!

 

Пусть в мире страны разные (вдох, круговое движение руками,

 

Живут, живут, живут! изображая земной шар)

 

Почтив память подвига советского народа у мемориала "Три штыка", неторопливо прогуляйтесь по Площади Победы – самой большой белорусской площади.

 

Пройдитесь по Парку Победителей, насладитесь убаюкивающим шепотом листвы - и вы почувствуете прилив сил. 

А сейчас мы с тобой попадем в Парк Победителей, самый любимый парк детей в нашем городе. Как ты думаешь - почему?

 

Этот парк создан путём переименования сквера имени Калинина в начале 2010 года в преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в ВОв.

 

В мае 2010 года в парке, возле мемориального комплекса, создана Аллея воинской славы с экспозицией из 13 единиц боевой техники времён Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

 

После празднования 65-ой годовщины Победы в ВОв реконструкция парка была продолжена. Часть деревьев была срублена для расширения Аллеи воинской славы и установки аттракционов. В июне на Аллее воинской славы были установлены образцы военной авиации (4 единицы) и десантной техники (4 единицы).

 

А что помогло нашим солдатам одержать победу?

 

Да, ты прав, но кроме храбрости, мужества, смелости, любви к Родине им помогала и военная техника.

 

Более двадцати образцов боевой техники расположены тремя группами.

 

В первой группе танк Т-34-85, САУ СУ-100, зенитка 52-К, три пушки ЗИС-3, миномёт ПМ-38, гаубицы М-30 и Д-30, пушка ЗИС-2 на странных колёсах и две пушки Д-44.

 

Давай с тобой рассмотрим танк. Что у него есть?

Танк Т-34 считался непобедимым, он был сделана из прочного железа, которое нельзя пробить. У танка есть гусеницы которые нужны для того, чтобы передвигаться не по дорогам, а по полям, лесам и даже болотам. Гусеницы шире и больше, чем колеса, поэтому танк не застревает в болоте или в поле при любой погоде. Сверху танка есть башня с пушкой, которая может вращаться и стрелять в разные стороны. Кроме пушки у танка есть также пулемёт. Попасть в танк можно через люки, они есть на башне, на корпусе и даже на дне.

 

Этот танк принимал непосредственное участие в боях за освобождение города Витебска. 

 

Гаубица М-30. Во многих фильмах про войну, на разнях плакатах, посвященных тому нелегкому времени, можно увидеть изображение прославленной 122-мм гаубицы образца 1938 года М-30. После победы над фашистской Германией многие эксперты признали ее, не только лучшей среди гаубиц, но и не имевшей себе равных среди всей ствольной артиллерии Второй мировой войны.

На параллельной аллее стоит авиатехника.

 

Вертолёты Ми-2, Ми-8 и Ми-24, а так же истребитель МиГ, крыльями похожий на МиГ-15, а всем остальным на МиГ-17...

 

МИ-8. Первый полёт состоялся в 1961 году, начался использоваться в 1966 году. Является мировым рекордсменом по количеству модификаций. Активно используется в разных странах мира.

 

Масса пустой 7,62 тонны; вооружение на 4 углах подвески пулемёты или бомбы; максимальная скорость 260 км/ч; дальность полёта 460 км; экипаж 2-3 человека; пассажиры 28-32 человека.

МиГ-17 советский реактивный истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов. Первым из серийных истребителей допускал достижение скорости звука, но для боевых полётов считался околозвуковым. Предназначался для замены Миг-15. Состоял на вооружении многих стран мира и применялся в ряде вооружённых конфликтов, в том числе в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке.

Третья группа - четыре единицы лёгкой бронетехники.

БТР-60

БРДМ-2 с макетом минибашни поверх люка, выдающего в ней 9П148 (или что-то подобное)

БМД-1

2С9 Нона

В Парке Победителей можно увидеть Скульптурную композицию воинам-десантникам. Ее автор, витебский скульптор Иван Казак.

 

 

Скульптура является одной из самых молодых в Витебске. Сам автор памятника назвал его небольшим мемориальным комплексом. Бронзовые скульптуры изображают тельняшку и берет, лежащие на камне. Рядом с ними расположена фигура бойца десантных войск, а перед ним – раскрывшийся парашют с символом ВДВ и изображениями командующих 103-ей витебской воздушно-десантной бригадой.

 

После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

 

Можно поиграть в пальчиковую игру, разучить стихотворение.

 

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

 

Возвращаясь домой,поинтересуйтесь у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться в парк Победителей.

 

Примерные задания после завершения прогулки по маршруту:

 

- предложите своему ребёнку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;

 

- сделайте вместе с ребёнком поделку танка или любую другую.

 

Послушайте песни с детьми:

 

Детская песня "Победа"

 

О той весне. Детский клип ко Дню Победы

 

Игры и игровые упражнения,

 

в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома.

 

Игра на координацию движений «Солдат».

 

На одной ноге постой-ка,

 

Если ты солдатик стойкий.

 

А потом постой на правой,

 

Если ты солдатик бравый.

 

А потом постой на левой,

 

Если ты солдатик смелый

 

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

 

Мы солдаты, мы солдаты,

 

Бодрым шагом мы идем. Пальцы бодро «маршируют» по столу.

 

В нашу армию, ребята, Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

 

Просто так не попадешь. и покачивается влево-вправо.

 

Нужно быть умелыми, Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

 

Сильными и смелыми. сжимаются и разжимаются.   

 

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»     

 

Пальцы эти — все бойцы

 

Удалые молодцы.

 

Два — больших и крепких малых.

 

 И солдат в боях бывалых.

 

Два — гвардейца- храбреца,

 

 Два — сметливых молодца.

 

Два—героя безымянных,

 

Но в работе очень рьяных.

 

Два мизинца — коротышки-Очень славные мальчишки!

 

Один, два, три, четыре, пять –

 

Будем молодцов считать.

 

Пальцы встали дружно в ряд.

 

Десять крепеньких солдат.

 

Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами.

 

Сжимают и разжимают пальцы.

 

Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие.

 

Показывают указательные пальцы.

 

Показывают средние пальцы.

 

Показывают безымянные пальцы.

 

Показывают мизинцы.

 

Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке.

 

Сжимают и разжимают пальцы.

 

Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их.

 

Хлопают в ладоши.

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома

***

 

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

 

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

 

Вы кровью и потом добыли Победу.

 

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

 

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

 

Пусть счастье и радость живут на планете!

 

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

 

(Ольга Маслова)

 

***

 

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

 

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

 

(Михаил Исаковский)

 

 ***

 

Пусть будет мир

 

Пусть небо будет голубым,

 

Пусть в небе не клубится дым,

 

Пусть пушки грозные молчат

 

И пулеметы не строчат,

 

Чтоб жили люди, города…

 

Мир нужен на земле всегда!

 

 Н. Найденова

 

 ***

 

Я мечтаю стать солдатом

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

 

Ирина Червякова

 

***

 

Майский праздник —

 

День Победы

 

Отмечает вся страна.

 

Надевают наши деды

 

Боевые ордена.

 

Их с утра зовёт дорога

 

На торжественный парад.

 

И задумчиво с порога

 

Вслед им бабушки глядят.

 

(Тимофей Белозеров)

 

 ***

 

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

 

Анна Штро